Оппозиционер Иеремия

1:4-19  

Немецкий пастор и богослов, участник антифашистского движения, Дитрих Бонхеффер, когда-то писал в своих письмах из тюрьмы: «Избегая публичных столкновений, человек обретает убежище в приватной порядочности. Но он вынужден молчать и закрывать глаза на несправедливость, творящуюся вокруг него. Он не совершает ответственных поступков, и репутация его остаётся незапятнанной, но дается это ценой самообмана. Что бы он ни делал, ему не будет покоя от мысли о том, чего он не сделал. Он либо погибнет от этого беспокойства, либо сделается лицемернее всякого фарисея».

В жизни каждого из нас однажды случается опыт противостояния. Будь это отпор зарвавшемуся хулигану из соседнего двора, отстаивание своих убеждений в рабочем коллективе или же противостояние системе государственного аппарата. Бонхефферу пришлось дорого заплатить за подобный опыт – свою жизнь он закончил в тюрьме Флоссенбюрг. И на протяжении всей своей жизни немецкий пастор испытывал опыт столкновений, в котором он проявлял свою верность Богу, не боясь высказываться о своих мыслях и чувствах.

С самого начала своего служения молодой пророк Иеремия узнает практически шокирующую для него новость. «И сказал мне Господь: тебе в уста я вложил мое слово. Смотри Я сегодня тебя поставил против племен и царств, искоренять и разрушать, губить и крушить, строить и насаждать». Бог говорит о том, что поставил его против племен и царств. Это само по себе уже достаточно сильное заявление. Но на этом Бог не останавливается, его замысел о своем служителе простирается еще дальше. Согласно Божьему плану, пророк должен будет делать невообразимое – искоренять и разрушать, губить и крушить, строить и насаждать.

В христианских кругах можно часто услышать: «только не надо заниматься политикой, не надо только ничего говорить против власти. Ни против властей своей страны, ни против других стран». И действительно, что в этом хорошего? Один негатив и результата никакого. Все это мы уже проходили, и революционный пафос этот нам знаком – «весь мир насилья мы разрушим, до основанья, а затем: мы наш, мы новый мир построим – кто был ничем, тот станет всем». Что изменилось? Свержение тирании класса эксплуататоров сменилось диктатурой пролетариата. Стало лучше?

 Такой способ рассуждения обесценивает любой опыт противостояния, даже тот, целью которого является не борьба за власть, а обличение пороков народа и напоминание об ответственности власти земной перед властью небесной. Иеремии Бог говорит: иди против племен и царств, я тебя так поставил. В замысле Бога Иеремия – его инструмент для объявления Божьей воли для всей земли иудейской.

«У всех городов Иудеи. Над ней я суд устрою, за все ее злодеяния, за то, что она Меня оставила, богам иным воскуряла, творениям рук своих поклонялась. А ты препояшься, встань, говори людям все, что я повелю. Испугаешься их, тебя погублю пред ними.  Я сегодня тебя поставил непреступным градом, столпом железным, стеною медной, против всей земли этой, против царей, вельмож Иудеи, против священников, против народа земли этой. На тебя они ополчаться, но будут пред тобой бессильны, ибо Я с тобою, говорит Господь, Я спасу тебя». 

Иеремия «оппозиционер». Он против всех. Не только против царей и царств, но также против священников и даже народа.

В любом опыте противостояния человек пытается найти надежную точку опоры, ощутить почву под ногами, надежный тыл. В случае политического противостояния, оппозиция пытается опереться на поддержку широких народных масс, найти слова и выражения, способные отразить их настроения, действовать в соответствии с их ожиданиями. Но Иеремия не ищет их поддержки. Он не пытается понравиться. Он остается совсем один, поскольку его противостояние включает в себя и народ Иудеи тоже.

В опыте противостояния, как и в любом другом опыте, очень важны ценностные установки, ресурсы и ясное видение ситуации. Без ценностей мы не ответим на вопрос почему мы кому-то противостоим (зачем оно нам вообще надо – тратить нервы, время, силы); без внутренних ресурсов мы не сможем выстоять перед серьезными и длительными столкновениями (особенно если это столкновения не один на один, а с массами людей); и, наконец, без ясного видения ситуации мы не сможем противопоставить альтернативу тому, что случилось (ведь критикуя, нужно предлагать что-то взамен).

В случае с пророком все это есть.

 Ценности пророка определялись его идентичностью. Иеремия ясно осознает кто он. Он – пророк, посланный Богом. А значит, превыше всего он ценит Божью правду. О ней он будет говорить везде и всегда. Наперекор политической власти, общественному мнению или религиозному руководству. «Я тебя послал» – звучит в ушах пророка, и это все меняет. Ведь ценно только то, что говорит пославший его.

В своем же призвании Иеремия будет черпать и внутренние силы для длительного противостояния. «Я сегодня тебя поставил непреступным градом, столпом железным, стеною медной… На тебя они ополчаться, но будут пред тобой бессильны, ибо Я с тобою». Трудно найти более утешающие слова. Если внутренний ресурс человек черпает в источнике человеческих отношений поддержки и понимания, то это может стать крепким основанием для затяжного противостояния. Но здесь мы видим, что свой ресурс Иеремия черпает в Источнике, чье происхождение свыше и чья поддержка может помочь противостоять одному против толп народа.

Немаловажным также является то, что Господь говорит о страхе. «Испугаешься их, тебя погублю пред ними». Страх перед людьми не должен останавливать Божьего посланника. «Я боюсь бояться» — вот формула, которая могла бы описать то, чем был движим Иеремия. Страх перед Богом был выше любого страха перед людьми.

Ясное видение происходящего было обусловлено откровением от Бога. Можно сказать, что пророка отличает особый взгляд на происходящее, способность видеть то, чего не видят другие, а также возможность заглянуть за горизонт событий и увидеть то, к какому будущему приведет попустительство в настоящем. Визионерство Иеремии – это пример пророческого взгляда настоящего духовного лидера, который имеет откровение от Бога и призван служить своему народу.

Бог открывает Иеремии очертания будущих событий в визуальных образах. 

Во-первых, ему ясно показывается ветвь миндального дерева. «И было ко мне слово Господне: «Что ты видишь Иеремия?». «Вижу миндалевый жезл». И сказал мне Господь: «ты видишь верно, ибо Я не дремлю над словом моим и слово мое исполню». В этом образе, равно как и в игре слов (бодрствовать – «шакад», а миндаль –  «шакед») пророк получает откровение от Бога о том, что Господь готов произвести суд над своим народом. Можно было бы сказать, что Бог не станет миндальничать с Израилем.

Во-вторых, Бог дает видение о том, как именно Он произведет суд. «Снова было ко мне слово Господне: «А теперь что ты видишь?». «Вижу котел кипящий, с севера он нависает». И сказал мне Господь: «с севера беда нахлынет на всех жителей земли этой, ибо я призову все народы северных царств, говорит Господь, придут они, престолы свои поставят возле ворот Иерусалима, вокруг его стен повсюду у всех городов Иудеи. Над ней Я суд устрою, за все ее злодеяния, за то, что она Меня оставила, богам иным воскуряла, творениям рук своих поклонялась».

Современники Иеремии надеялись на политические союзы. Египет казался грозным союзником, на которой при случае можно опереться. Но никто не мог и предполагать, что на горизонте появилась сила, которая вскоре изменит все. Нововавилонское царство готовилось нанести сокрушительный удар, и для Иудеи это обернулось настоящей катастрофой. Национальное унижение, потеря суверенитета и плен – вот итог самоуверенного отступления от Бога и ложных надежд на хрупкие политические союзы.

Однако всё это будет не скоро, и современникам Иеремии кажется, что пророк сгущает краски, все перевирает, дискредитирует возможности армии Иудеи и ее союзников, словно иностранный агент ведет какую-то странную игру, распространяя пораженческие настроения и говоря о великих геополитических потрясениях. Что-то явно не то видит пророк.

В любом противостоянии идет борьба за будущее. Именно альтернативные образы будущего сталкиваются и конфликтуют между собой за право претендовать на первенство. И нередко побеждает именно тот образ, в котором отсутствует всякая тень поражения. В нем только триумф и победа. В котором нет никакой горькой правды, а только убаюкивающая ложь. В нем визионерство особого свойства – лишенное трезвых оценок и самокритики.

Образ будущего, проповедуемый Иеремией совершенно другой. Там нет того, что хотели бы увидеть. Там боль и страдание, там суд и возмездие, там поражение и наказание от Бога. В визионерстве пророка нет ничего духоподъемного и ура-патриотичного. В нем много горького и уязвляющего. Но это именно то, что вскрывает истинное положение вещей – отступление народа от Бога и обольщение злом.

Именно об это будущее разобьются все иллюзии народа. Словно об медную стену или железный столб. И в противостоянии одного против всех, исполниться слово Господа: «На тебя они ополчаться, но будут пред тобой бессильны».

 

Комментарии

Популярные сообщения