Жизнь взаймы и жизнь с избытком

«Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). Читая евангельские строки, всегда поражаешься насколько они дышат жизнью. Буквально все пропитано ее красками, в каждой строке встречаешь ее замысловатые сюжеты, в каждой сцене ее непредсказуемые повороты, в каждом эпизоде ее, казалось бы, неразрешимые вопросы и противоречия. 

Вот и слова Христа – это не скучное морализаторство учителя нравственности, рассуждающего о высоких материях, имеющих к жизни весьма отдаленное отношение. Это рассуждение о жизни во всем ее многообразии. Это схватывание жизни в ее фактичности, предметности, сиюминутной непосредственности. Нет здесь ни платонических образов, ни аристотелевских категорий, ни парменидовских формулировок. Зато есть вполне понятные образы, знакомые каждому в жизни: сеятель и посеянное семя, закинутый невод и пойманная рыба, пастырь и овцы. 

Тем более странно наблюдать, как иногда современные последователи Христа избегают жизни, пытаются обойти ее стороной, стараются заменить на некий искусственный конструкт, убежать в какую-то иллюзорную духовную реальность. «Это не наш мир» – говорим мы, вздыхая, и пускаясь в пространные размышления о жизни на небе. 

Не от того ли и многие слова Христа мы склонны толковать каким то особым, не буквальным, духовным образом. Вот, например, Христос говорит: «Я пришел, чтобы имели жизнь и имели с избытком». «Это о жизни духовной, – тут же поспешаем заключить мы, – «жизни, наполненной особым, духовным смыслом». Кто ж станет спорить с тем, что Христос наполняет жизнь смыслом? Только вот может быть смысл духовным или не духовным? По-моему, есть просто смысл или бессмыслица. Пытаться окрасить его в какие-то нравственные тона, все равно, что спрашивать является ли математика духовной наукой. 

И мы, сами того не замечая, начинаем переводить все слова Христа в какую-то иную реальность, создавая другую, параллельную жизнь, не имеющую ничего общего с жизнью настоящей. Не удивительно, что в дальнейшем мы оказываемся настолько далеко от обычной жизни, что все происходящее рядом с нами воспринимается как дурной сон, от которого нам постоянно хочется проснуться. А окружающие нас люди, наблюдающие за нашей жизнью, видят в лучшем случае музейные экспонаты, жизнь которых когда-то была, а сегодня наблюдаема только в паноптикуме и вызывает интерес только для специалистов, занимающихся проблематикой религиозного существования. 

Но если вчитаться в эти слова Христа не с какой-то метафизической перспективы, а с позиции жизненного буквализма. Что означает иметь жизнь и о каком избытке идет речь? 

Нам знаком жизненный избыток, о котором грезят люди века сего. Чтобы такой избыток появился нужно пожертвовать многим. Приходится много работать, приходится обзаводиться выгодными знакомствами, приходится встраиваться в конъюнктуру жизненных обстоятельств, приходится влезать в кредиты, а потом отдавать. Материальный избыток вдруг оборачивается духовной нищетой. Занимая у времени возможности и перспективы, человеку приходится расплачиваться, причем с большими процентами. Ведь расплачивается за это человек своей собственной жизнью, а точнее ее отсутствием. Такой жизни больше не хватает не только на других, но нередко и на себя. Ведь не секрет, что в погоне за материальными благами у человека зачастую даже не достает времени, чтобы этими благами насладиться, а даже если и остается, то радость от наслаждения быстро улетучивается. Выходит, что в погоне за жизнью в избытке, человек теряет саму жизнь. 

Но в жизни Христа мы видим совершенно другую перспективу. Отнюдь не Его жизнь распоряжается Им, а Он распоряжается своей жизнью. «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (10:18). Более того, этой жизни у Него так много, что возникает избыток. Ему не потратить её всю только на Себя, поэтому Он расходует ее на других. Он тратит ее на больных, слепых, нуждающихся, голодных и изнеможённых людей. Он готов потратиться настолько, что даже отдать жизнь без остатка. Что, собственно, Он и делает в конце концов. Избыток Его жизни – это избыток для других, без остатка. 

Нам всем знакомо понятие траты. Это понятие прочно связывается нами с представлением об опустошении и потере. Но на самом деле это не так. Каким-то непостижимым образом сосуд пророка наполняется только тогда, когда вычерпан, корзины учеников полны хлеба и рыбы только тогда, когда пять хлебов и три рыбки розданы, жизнь изобилует только тогда, когда растрачена на других. «Кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу (жизнь) свою ради Меня, тот обретёт её; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою» (Мф. 16:25,26) 

Возможно, именно поэтому так негативно реагируют люди вокруг Христа и особенно фарисеи. Ведь они, как никто другой тратят свою жизнь на собственную религиозность, на формирование образа праведников, на то, чтобы их все воспринимали как людей преисполненных святости. Другими словами, они тратят свою жизнь на себя. Когда твоим заимодавцем оказывается религия, тебе приходится платить большие проценты в виде религиозных обрядов для того, чтобы соответствовать ожиданиям людей. У тебя не остается ничего для других, потому что все уходит на содержание своего собственного религиозного образа. 

Ничего подобного мы не видим у Христа. Его не особо заботит собственная религиозная репутация. Её он с успехом растрачивает, чтобы приобрести репутацию человека открытого мытарям и грешникам. Даже рождаясь в этот мир, и начиная свою жизнь земную, Он начинает её в яслях для скота. А рядом тут же оказываются люди, которые так хотят стать причастниками такой удивительной жизни. И каждому из нас сегодня есть место у этих яслей, чтобы осознать, что «всё через Него начало быть и без него ничто не начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь и жизнь была свет человеков» (Ин. 1:3,4)

Комментарии

Популярные сообщения