О неочевидном блаженстве Царства

«Услышав это, некто из возлежавших с ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званным: «идите, ибо уже все готово». И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: «я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня». Другой сказал: «я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня». Другой сказал: «я женился и потому не могу прийти». И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: «пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых». И сказал раб: «господин! Исполнено, как приказал ты, и есть еще место». Господин сказал рабу: «пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк.12:15-24)

Человеку свойственно стремление быть счастливым. И при том, что у каждого из нас свои представления о счастье, его очевидный смысл часто увязан с общепринятыми понятиями. Такими, например, как избыток, изобилие, радость, чувство удовлетворения и возможность достигать желаемого.

В притче, рассказанной Христом, наилучшим образом счастья выступает образ пира. Действительно, что может удачнее отразить идею счастья, как не торжественная трапеза за большим столом. Здесь и радость встречи, и щедрость гостеприимства, и полнота жизненного изобилия. А размышления над образом пира происходят во время самого пира. И таким образом, впечатление от услышанного усиливается и ощущением от увиденного. 

Вдобавок ко всему, давая наставление гостеприимному хозяину, Христос побуждает его проявить невероятную щедрость – звать на пир не тех, кто этого заслуживает, а тех, о ком даже подумать нельзя было, что они это заслужили. «Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых». Вот это удача! Мало кому может прийти в голову мысль о том, что можно попасть в лучший ресторан, ничего при этом не заплатив.

Пример такой щедрости удостаивается восхищенным комментарием одного из участников пира: «блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божьем!» Но для всех ли очевидно такое блаженство? Все ли понимают, что оно несет за собой? Разве очевидность такого блаженства не уступает очевидности материальных благ и перспективы личного счастья?

Церковная традиция приучила нас читать многие евангельские тексты через призму определенных доктринальных и богословских герменевтических предпосылок. Принято считать, что здесь Христос говорит о призвании Богом иудеев участвовать в мессианском пире, на который и приглашает их в лице своего Сына. Но они по разными причинам отказываются принять это приглашение. Тогда Бог повелевает позвать всех остальных, кто этого не достоин – нищих, увечных, хромых и слепых. Так возможность попасть в Божье Царство переходит к язычникам.

Не оспаривая возможность такой интерпретации этой притчи, заметим, что она может быть дополнена смыслами, лежащими на поверхности. Дело в том, что особенность этой притчи в евангелии от Луки, отмечена не только и не столько этнической спецификой, сколько спецификой социальной. Лука очень много говорит о социальных проблемах и социальном неравенстве. Вспомним сколько внимания он уделяет теме богатства неправедного, не говоря уж о том, что второй том его трудов, – книга Деяний, – написана в том числе и в качестве наставления богатого человека по имени Феофил.

Так чему же может научить нас эта притча Христа, если мы берем во внимание именно такой ее смысл.

Во-первых, очевидным становится то, что блаженство Царства заключается в возвращении ценности человека. Оказывается, двери Божьего Царства и приглашение на Божий пир даруются человеку исходя из того, кто он есть, а не из того, что он имеет. Все нищие, обездоленные, изувеченные приглашаются к столу. Хотя у них ни гроша за душой, но они ценны сами по себе. И эта истина оказывается, как нельзя более актуальной для нашего времени неуемного потребительства и обнуления человеческого достоинства. Когда, по меткому замечанию поэта, «о мне и тебе судят по нашим машинам», великое блаженство осознать не очевидную для многих мысль – в Божьем Царстве гораздо более ценен сам человек.

Кто знает, не затерялись ли эти смыслы? Не выцвели ли они под палящими лучами безупречно выверенных с доктринальной точки зрения богословских интерпретаций? И, приглашая на молитвенные завтраки сильных мира сего, можем ли мы вспомнить и об этом повелении Христа? 

Можем ли мы порадовать Его тем, что теплый хлеб мы раздали в прифронтовой зоне, где обнищавшие и потерявшие кров люди ждут проявления милосердия; можем ли сказать, что бездомные и униженные получили тарелку горячего супа и, таким образом, хоть на минуту почувствовали благодать свыше; можем ли мы сказать, что увечные в больницах и хосписах ощутили щедрость Божьего царства, потому что мы позвали их на пир?

Во-вторых, блаженство или счастье в Царстве Божьем зависят не от полноты и достатка нашего имения, а от полноты того, чем обладает наш Бог. Мы можем все потерять, но при этом обладать всем, потому что в доме Отца никогда не будет пусто. И наоборот, человек может обладать всем до избытка – и землями, и волами и даже несколько раз жениться, но счастья этого ему не добавит. Даже имея целую страну в своем распоряжении, человек может жить в страхе, сжимая оружие в руках.

Божья полнота открывается нам как благодать. Мы ее не заслужили, не заработали, не купили, но она все равно находит нас. Находит где-то на обочине жизни, где, казалось бы, все потеряно, где нет надежды, где жизнь так же пуста, как и кошелек. И эта благодать приглашает нас в дом полный изобилия, провозглашая нас достойными. 

И такое неочевидное доселе блаженство со всей очевидностью открывается нам


Комментарии

Популярные сообщения